Что такое ABA?
АВА (прикладной анализ поведения) - это один из самых эффективных методов коррекции поведения детей и взрослых. АВА основан на понимании, что человеческое поведение усваивается в процессе обучения и может быть изменено с помощью применения методик, основанных на законах поведения. ABA-подход в высшей степени индивидуализирован и адаптирован к потребностям и целям человека.

Преимущества ABA-подхода в школе
ABA известен как наиболее эффективный подход для улучшения жизни людей с проблемным поведением, а также обучении людей более эффективным формам поведения в школе, спорте и труде. ABA-подход получил широкую поддержку в многочисленных исследованиях по всему миру и одобрен различными научными организациями, в т.ч. Американской психологической ассоциацией. Исследования продемонстрировали следующие преимущества ABA для помощи детям в школах:
  • Развитие полезных навыков: ABA-специалист фокусируется на обучении детей широкому спектру навыков, включая общение, социальное взаимодействие, самообслуживание и академические навыки. Разделив эти навыки на управляемые шаги и используя стратегии подкрепления, этим навыкам можно обучить более эффективно.
  • Сокращение проблемного поведения: ABA очень эффективен для снижения проблемного, в том числе агрессивного и разрушительного поведения в школе, наиболее часто встречающегося у детей с аутизмом, СДВГ и ОВР.
  • Создание более позитивной школьной среды, в которой приятно учиться и работать.

Как работает ABA в школе
ABA является важным компонентом комплексной поддержки детей и подростков с проблемным поведением в школе. Внедряя методы прикладного поведенческого анализа в школе, педагоги могут создать более позитивную обучающую среду, способствующую успешному развитию детей в коллективе.
Методы ABA помогают ученикам приобретать новые навыки управления своим поведением, улучшать социальное взаимодействие, справляться с конфликтами, повышать мотивацию к учебе и успеваемость.
Учителю бывает необходимо оперативно снизить агрессивное или деструктивное поведение сразу нескольких учеников. Исследования показали, что одним из наиболее успешных инструментов для изменения поведения одновременно многих людей является групповой договор, в котором награда выдается всему классу при условии изменения поведения одного или нескольких учеников. В работе Брэнтли и Вебстера (1993) был применен групповой договор для снижения плохого поведения 25 учеников 4-го класса общеобразовательной школы. После сбора данных по разным типам проблемного поведения (дети отвлекались во время урока, выкрикивали реплики и вскакивали с места) были разработаны правила, согласно которым ученикам нужно было быть внимательными, не высказываться без разрешения учителя и сидеть на своих местах. Был заключен
групповой договор, согласно которому каждый ученик мог заработать награду за прилежание и хорошее поведение в определенные отрезки времени в течение учебного дня. За хорошее поведение учитель ставил галочку в списке учеников, вывешенном в классе для общего обозрения. Несколько галочек (4-6) могли быть позже обменены на награды. Результаты показали, что через 8 недель общее число различных нарушений (неусидчивость, выкрики с места) снизилось на 70%, а некоторые случаи нежелательного поведения (например, привычка давать волю рукам) исчезли полностью. Учитель и родители были удовлетворены результатами эксперимента. Авторы сделали следующий вывод: «Договор помог повысить собранность учеников благодаря использованию четких временных интервалов. Договор показал учителю, что устанавливая правила и достижимые критерии для учеников и наблюдая за их поведением, можно добиться изменений в поведении.»
Договор может быть составлен и таким образом, чтобы от поведения каждого ученика зависела награда для всего класса. Например, в работе Льюиса (2003) использовали вариант "условие выполняет вся группа", чтобы уменьшить плохое поведение учеников на площадке для игр. Учеников сначала научили как уступать друг другу, быть вежливыми и доброжелательными. За выполнение этих условий ученики зарабатывали эластичные браслеты. После перемены браслеты складывались в банку на столе учителя. Если банка наполнялась, то весь класс получал награду - например, просмотр мультфильма вместо 15 последних минут урока.

Сотрудничество между ABA-специалистами и педагогами имеет решающее значение для успешного внедрения ABA-инструментов в школе. Присутствие ABA-специалистов на уроках и переменах в начале применения программы позволяет специалистам сотрудничать с педагогами в режиме реального времени, предоставляя ценную поддержку педагогам, снабжая их знаниями и инструментами для управления поведением учеников.
Методики ABA можно внедрять в различных школьных контекстах, включая общеобразовательные классы, классы специального образования или психологические службы. Работая вместе, ABA-специалисты, школьные психологи и педагоги могут создать сплоченную и поддерживающую среду, которая максимизирует потенциал школы для обучения и развития учеников.