Когнитивная переоценка снижает агрессию ребенка
Исследование - это всегда приключение. Подобно восхождению на горную вершину или плаванию на байдарке по бурным водам, исследователь отправляется в путешествие. Он вооружен опытом и знаниями, но никогда не знает, что его ждет впереди. Иногда путь прост, но обычно он сопряжен с неопределенностью, незапланированными поворотами и множеством неожиданных трудностей.
Ларри Абера из Нью-Йоркского университета долгие годы проводил исследования детской агрессии у детей младшего возраста. Ученого интересовали следующие вопросы:
Каковы условия возникновения агрессии?
Продолжает ли агрессия нарастать со временем?
Можно ли остановить этот рост, и если да, то как?
Как научить ребенка конструктивным способам решения конфликтов?
Раняя агрессия, во-первых, может перерасти в агрессию в подростковом и взрослом возрасте, а во-вторых, может помешать обучению ребенка: если ребенок дерется, не слушается, конфликтует с учителями, то он находится на пути академической неуспеваемости, и ситуация с его обучением будет ухудшаться с каждым годом.
В ходе ранних исследований детской агрессии было сделано предположение, что агрессивные дети просто не обучены конструктивным способам решения проблем. Считалось, что если ребенка толкнули и он толкает в ответ, это происходит потому, что у него недостаточный поведенческий репертуар - ребенок знает только как толкнуть в ответ. Из-за этого вывода в течение 20 лет агрессивных детей обучали навыкам решения проблемных ситуаций. Был ли результат? По мнению Ларри Абера, результат был, но незначительный, и важно было понять почему.
Опираясь на работы Кеннета Доджа, Абер и его коллеги начали изучать, каковы особенности мышления детей, что они думают, когда их провоцируют. Детям задавали вопросы о том, как бы они отреагировали на неоднозначные гипотетические ситуации - например, ребенок столкнулся с другим в школьном кафетерии и пролил на него напиток. Кто-то решил бы толкнуть в ответ. А кто-то решил бы проблему иначе.

Недостающее звено ученые назвали "процессом оценки". Например, в приведенном выше сценарии с пролитым напитком, ребенок, которого толкнули, сразу же оценивает ситуацию, например: Может быть, я не нравлюсь этому ребенку? Может быть, этот ребенок специально хочет меня обидеть? Ребенка, который уверен, что другие хотят его обидеть, бесполезно обучать навыкам разрешения конфликтов, ведь его проблема в том, что исследователи называют "предвзятая оценка враждебных намерений". Когда информации недостаточно, ребенок мгновенно делает поспешный негативный вывод, оценивая неоднозначные ситуации как враждебные.
Имея ввиду наличие этой когнитивной составляющей, программы по коррекции агрессии для детей всех возрастов стали включать когнитивную переоценку. Учителя и другие детские специалисты, использующие этот подход, обучают детей
-более реалистично оценить ситуацию,
-понимать, что у них бывает недостаточно информации, чтобы решить, почему их ударили,
-искать больше информации о ситуации, чтобы выяснить, было ли это случайностью или враждебным действием.
Ларри Абер и его коллеги экспериментировали с тем, как лучше обучить ребенка навыку позитивной оценки ситуации, чтобы уменьшить агрессию. В своих первых исследованиях они наблюдали за учениками 1-6 классов в государственных школах Нью-Йорка. Этот период детства был выбран, потому что в это время агрессия у детей усиливается. Организацией Educators for Social Responsibility была создана и затем исследована учебная программа под названием "Программа творческого разрешения конфликтов" (Resolving Conflict Creatively Program - RCCP). Методики программы направлены на обучение детей навыкам оценки, понимания намерений другого человека. Детям разъясняется, что у них есть выбор в том, как они будут решать конфликты, и далее их обучают навыкам, как делать выбор в повседневной жизни. Неудивительно, что было обнаружено, что чем больше уроков RCCP проходили дети, тем более грамотно они справлялись с конфликтами.
Но Абер подозревал, что результаты могут быть еще лучше, поэтому началась работа над второй серией оценочных исследований в государственных школах Нью-Йорка с программой-преемницей RCCP под названием "Программа 4 Rs" - "Чтение, письмо, уважение и разрешение". Эта программа не отделяет обучение детей навыкам разрешения конфликтов от других видов академического обучения; она объединяет социальные, эмоциональные и интеллектуальные навыки (SEI). Учебная программа "4Rs" (чтение, письмо, уважение и разрешение конфликтов) задействует воображение и творческие способности детей, помогая в развитии таких важнейших навыков как сопереживание и разрешение конфликтов. В основе каждого раздела программы - детская книга, отобранная по качеству и теме. Все начинается с обсуждения истории. Собрав класс вместе, учитель читает вслух из детской книги, выбирая историю, в которой описана социальная и эмоциональная проблема главных героев. Дети выполняют письменные задания, играют в ролевые игры и дискутируют, а учитель задает вопросы о том, как герои справились с конфликтом, что они могут чувствовать и какие существуют альтернативы для принятия решений. В ходе дискуссий, письменных упражнений и ролевых игр дети изучают смысл книги, учатся оценивать сложные ситуации, описанные в книге, и только затем их учат, как разрешать конфликты в подобных, но уже реальных жизненных ситуациях.
Учебная программа "4Rs" открывает детям возможность более пристально взглянуть на свой собственный опыт и дает им четкие инструменты для преодоления сложных эмоций и разрешения конфликтов со сверстниками. В то же время учителя изучают стратегии, которые они могут использовать в течение дня, чтобы создать в классе более качественную атмосферу, в которой ученики сосредоточены, спокойны и готовы к обучению.
Учеными было проведено лонгитюдное исследование программы 4Rs в 11 государственных начальных школах Нью-Йорка с целью изучить влияние программы 4Rs на академические и социально-эмоциональные результаты детей. Участвовали в исследовании 5053 ребенка со 2 по 6 класс из 11 начальных школ Нью-Йорка. Всесторонние и подробные данные были получены от учеников, учителей и родителей, из архивных и школьных академических и дисциплинарных записей, независимых наблюдений в классе и школе, а также их интервью с директорами школ.
В центре внимания оценки было влияние программы "4Rs" на
-социально-эмоциональное и академическое развитие учащихся,
-поведение, связанное с риском для здоровья, включая агрессию, депрессию и употребление психоактивных веществ,
-профессиональное развитие учителей и их взаимоотношения с учащимися,
-воспитательные методы и участие родителей,
-общий климат в классе и школе.
Результаты исследования оказались многообещающими. Дети, чьи учителя прошли подготовку и тренинг в рамках RCCP и провели много уроков, показали значительное снижение агрессивного поведения по сравнению с детьми, чьи учителя провели мало уроков или вообще не проводили их. Оказалось, что дети, прошедшие обучение по программе, были менее склонны делать поспешные выводы о поведении других людей. Их психическое здоровье стало лучше. Улучшились показатели чтения у тех, кто изначально демонстрировал наиболее серьезные проблемы с поведением. Исследования Абера подтверждают, что детей необходимо учить тому, как объяснить намерения и взгляды других людей, с которыми они обычно вступают в конфликт. Как только вы обучили ребенка правильному мышлению, то дальше ребенок уже сможет использовать свои навыки решения проблемных ситуаций. Снижение агрессии приведет не только к более успешному общению с другими детьми, но и к улучшению успеваемости ребенка у школе.

Прочитать подробнее об исследовании можно по ссылке
https://nyuscholars.nyu.edu/en/publications/resolving-conflict-creatively-evaluating-the-developmental-effect