Переменки для мозга
Что такое переменки для мозга?
Переменки для мозга - это короткие (от 3 до 5 минут) паузы в академических занятиях для отдыха от умственной деятельности. Они необходимы, чтобы помочь ребенку оставаться сосредоточенными и внимательными в классе. Они также помогут дома, когда ребенку трудно оставаться спокойным, совершая так называемые «переходы» от одной деятельности к другой.
Исследования показывают, что короткие перерывы позволяют активировать участки мозга, которые блокируются в результате стресса или высокоинтенсивных занятий.
Мы знаем, что мозг использует нейротрансмиттеры для передачи сообщений по каналам, в том числе от нейронов к мышечной ткани. В ходе академических занятий ребенок выполняет схожие задачи в течение определенного периода времени, и эти передатчики начинают истощаться, им нужна энергия. Переключение на совершенно другую деятельность задействует другую область мозга и другие передатчики, позволяя уставшей области мозга пополнить свои запасы.
Чтобы новая информация закрепилась в памяти, она должна пройти через миндалину (амигдалу) и попасть в кору, а именно префронтальную кору головного мозга, отвечающую за исполнительные функции. Сама миндалина находится под корой головного мозга, и ее функция — формирование эмоций. Если ребенок перегружен или, например, не знает как решить задание, он может начать переживать за результаты, реакцию родителей или учителя, миндалина активизируется, возникает тревога и доступ к префронтальной коре блокируется и информация просто не попадает туда куда нужно. Именно по этой причине (и вы наверняка замечали это) у вас не получается «воззвать к разуму» ребенка в середине конфликта или истерики. Итак, какова бы ни была причина, активизация миндалины создает ситуацию, когда ребенок просто не в состоянии обучаться. Перерыв в работе помогает успокоить мозг, позволяя миндалине расслабиться, что восстанавливает проходимость информации в префронтальную кору головного мозга.
Когда лучше делать перерывы для мозга?
Паузы можно использовать несколько раз в течение дня. Если ваш ребенок младше, то вы будете их использовать чаще.
Хотя перерывы для мозговой деятельности можно делать и спонтанно, когда вы почувствуете, что дети устали, все же лучше запланировать их в учебном расписании или распорядке дня. Таким образом, вы уже не будете реагировать, а это будет скоре продуманная проактивная стратегия.
Ниже перечислены лучшие моменты для перерывов для мозговой деятельности
Для учителей:
Первым делом утром
Между предметами
После перемены
После обеда
После урока физкультуры
Периодически во время занятий, когда детям нужно поддерживать концентрацию внимания
Когда ученик расстроен и ему нужен перерыв
Для родителей:
Во время выполнения домашнего задания
В момент переходов от одной деятельности к другой, чтобы снизить уровень возбуждения
Перед требованием, например, убрать игрушки или сделать еще что-то не очень желательное для ребенка
Перед сном делайте успокаивающую гимнастику для мозга. Успокаивающие мозг движения - растяжки, йога, управляемая медитация, глубокое дыхание
Утром используйте пробуждающую разминку для мозга. Пробуждающие мозг движения - бег, прыжки, упражнения на пересечение средней линии (крест-накрест).
Примечание: Родители, если ваш ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания или регуляцией эмоций, попробуйте поговорить со школой и включить запланированные перерывы для мозга в учебный день ребенка.
Начало работы - как планировать переменки для мозга
Для того чтобы начать проводить перерывы для мозга, вам понадобится совсем немного предварительной подготовки. Все, что вам нужно - перечислить варианты различных управжений и распечатать их, а затем сделать отдельные карточки, заламинировав и собрав на металлическое кольцо. Это предотвратит карточки от потери или повреждения. В начале перерыва предложите своему ребенку (или каждому в классе по очереди) выбрать упражнение, чем он займется на перерыве. Постепенно вы можете добавлять новые и новые карточки с интересными ребенку занятиями. Для детей младшего возраста используйте таймер, чтобы помочь им увидеть, как идет время, и вовремя остановиться. Таймер должен предупредить о том, что перерыв подходит к концу.
1. Дыхание по квадрату
Это глубокое дыхательное упражнение, которое заключается в дыхании, повторяющем форму квадрата. Вдохните на 4, задержитесь на 4, выдохните на 4, задержитесь на 4. Повторите 8-10 раз.
2. Нарисуйте свое имя с помощью дыхания
Сделайте глубокий вдох. Затем медленно выдыхайте, двигая головой, чтобы нарисовать в воздухе буквы своего имени с помощью дыхания.
Это побуждает детей практиковать глубокое дыхание животом в веселой форме.
3. Надувайте мыльные пузыри
Пузыри - это отличное успокаивающее занятие для детей.
Попробуйте выдуть самый большой пузырь, какой только сможете, или надуйте пузыри поменьше и попробуйте поймать их на пальцы, не лопнув.
4. Расслабление по Джекобсону
Все ученики закрывают глаза, а учитель/родитель руководит этим занятием.
Начните с пальцев ног и потом двигайтесь все выше к ягодицам, животу, кистям, локтям, плечам, глазам и зубам.
Попросите детей сжать каждую часть тела как можно сильнее, подержать в напряжении считая до пяти, а затем с выдохом отпустить. Переходите от одной части тела к другой. В завершение попросите детей сжать все части тела одновременно, досчитать до пяти и потом расслабить.
5. Внимательно слушайте
Установите таймер на 1 минуту. В течение этой минуты все должны сидеть с закрытыми глазами, сохраняя полную тишину и прислушиваясь к различным звукам.
Когда таймер подаст сигнал, обойдите комнату и пусть каждый ребенок по очереди расскажет, что за звуки он услышал.
6. Звонкий гонг
Для проведения этой мозговой паузы вам понадобится настольный гонг, язычковый барабан или колокол.
Ударьте в него. Все должны внимательно слушать с закрытыми глазами. Откройте глаза только когда вы перестанете слышать звук.
7. Бросьте кубик. Здесь есть два варианта.
-Выберите 6 любимых детьми поз и обозначьте в списке каждое движение цифрами от одного до шести. Бросьте кубик, и какое бы число ни выпало, выполняйте это движение!
-Бросьте кубик, умножьте выпавшее число на 10 и сделайте столько прыжков «крест-накрест». Встать так, чтобы ноги были на ширине плеч. Затем прыгайте, скрещивая ноги так, чтобы ноги образовали букву Х. Чтобы усложнить задачу, скрещивайте руки одновременно со скрещиванием ног!
8.Выбиваем пыль. Достаем «пыльную» подушку и усердно колотим по ней руками, чтобы хорошенько ее «почистить».
9.Кукла/робот. Ребенок сначала изображает движения куклы, потом робота.
10.Меняем руки. Пусть ребенок показывает вам любые движения руками, но сохраняя главный принцип - одна рука делает одно, другая другое, и потом руки меняются местами. Например, правая рука показывает два пальца, левая один, потом наоборот. Или, правая рука показывает большой палец вверх, а в это время левая рука указывает на правую указательным пальцем, потом наоборот. Или, одной рукой ребенок гладит себя по голове, другой хлопает по животу. Потом руки меняются местами.
11.Морская фигура замри. Взрослый говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри.». Когда взрослый говорит ребенок делает руками движение «волна». Когда взослый говорит «Замри», ребенок замирает, изображая морского или другого животного. Взрослый должен отгадать кого изобразил ребенок.
12.Горшочек вари!
Это занятие для разгрузки мозга одновременно энергичное и творческое. Попросите детей представить, что они смешивают ингредиенты в огромной кастрюле. Одной рукой сделать форму круга, другой "размешивать". Вы можете сказать им, какие ингредиенты нужно добавить в кастрюлю, пока они помешивают, или они могут сами придумать, что они хотят добавить в кастрюлю. Детям это должно понравится.
13.Перекресты
Это упражнение - эффективная разминка для мозга, поскольку оно воздействует на мозолистое тело, которое представляет собой полосу нервов, соединяющую два полушария мозга. Попросите ребенка встать и поднять правую ногу. Попросите коснуться правого колена левым локтем и повторите то же самое с другой ногой.
14.Потягивание
Сидеть долгое время в одном и том же положении вредно для здоровья. Пусть ребенок встанет так, чтобы ноги находились на ширине плеч. Правую рука на бедре, а левую нужно поднять так, чтобы она дотронулась до левого уха. Затем нужно наклониться вправо настолько, насколько можно. Сделайте то же самое для другой стороны. Эти упражнения на растяжку расслабляют мышцы и снимают спазмы, возникающие от долгого сидения в одном положении.