Сигналы из центра страха в мозге затрудняют регулирование эмоций у тревожных детей. Новое исследование
Сигналы из центра страха в мозге затрудняют регулирование эмоций у тревожных детей, как показало первое в своем роде исследование сканирования мозга, проведенное в Стэнфорде. У детей, испытывающих хронический стресс или тревогу, центр страха в мозге посылает сигналы в часть мозга, отвечающую за принятие решений, что затрудняет эмоциональную регуляцию негативных эмоций, говорится в новом исследовании Школы медицины Стэнфордского университета.
Статья, опубликованная 21 апреля 2020 года в журнале Biological Psychiatry, описывает результаты первого исследования, в котором с помощью сканирования мозга изучалось, как изменяются схемы регуляции эмоций под влиянием тревоги и хронического стресса у детей. В группу исследования попали дети 10-11 лет. Этот возраст ребенка является этапом развития, когда закрепляется уязвимость ребенка к расстройствам регуляции настроения, таким как тревога и депрессия.
В исследовании использовалась функциональная магнитно-резонансная томография для изучения характера сигналов между двумя частями мозга: миндалинами, миндалевидными нервными скоплениями с правой и левой стороны мозга, которые функционируют как центры страха, и дорсолатеральной префронтальной корой (областью мозга, длительно созревающей и участвующей в исполнительных функциях, таких как принятие решений, планирование и регуляция эмоций).
"Чем более тревожным или эмоционально возбудимым является человек, тем более сильный восходящий сигнал мы наблюдаем от миндалины к дорсолатеральной префронтальной коре", - говорит старший руководитель исследования Винод Менон, доктор философии, профессор психиатрии.
Виктор Каррион, доктор медицинских наук, соавтор исследования и профессор детской и подростковой психиатрии добавляет: "Это исследование показывает, что эмоциональный и мыслительный центры становятся менее связаны при значительном стрессе. Нам конечно хотелось бы, чтобы эта связь была сильной и сигналы передавались туда и обратно, но стресс и тревога похоже прерывают этот процесс".
Как дети реагируют на изображения
В исследовании приняли участие 45 школьников, жителей Калифорнии из преимущественно малообеспеченных семей. У всех 45 детей измерили уровень тревожности и реакцию на стресс с помощью стандартных поведенческих опросников. Несмотря на потенциально высокую подверженность стрессу, ни у одного из участников не было диагностировано расстройство настроения.
Чтобы проверить, как реагировал мозг детей, когда они пытались регулировать свои негативные эмоции, ученые провели функциональное МРТ-сканирование, пока дети смотрели на два типа изображений - нейтральные и негативные. Нейтральные изображения включали приятные сцены, например, прогулку, в то время как среди негативных изображений были потенциально тревожные сцены, например, автомобильная авария.
Дети получали инструкции о том, как им нужно реагировать на каждое изображение. Для всех нейтральных изображений и первой половины негативных изображений их просили смотреть и реагировать на них естественным образом, как обычно, оценивая после просмотра каждого изображения свое эмоциональное состояние по числовой шкале. После этого детей попросили рассмотреть второю половину негативных изображений, но при этом пытаться снизить свои негативные эмоциональные реакции, говоря себе что-то, чтобы картинки казались менее неприятными, например, "Эта серьезная автокатастрофа, но люди в машинах не пострадали". После того, как дети пытались регулировать свою эмоциональную реакцию, они снова оценивали свое эмоциональное состояние по числовой шкале.Как и ожидали исследователи, после того, как детей попросили заняться переоценкой неприятных образов, они сообщили о меньшем количестве негативных эмоций.
Используя данные сканирования мозга, исследователи проверили силу и направление взаимодействия между миндалиной, центром страха, и дорсолатеральной префронтальной корой, центром рассуждений, в то время как дети рассматривали изображения. Хотя дети с разным уровнем тревожности и сообщали о сходном снижении негативных эмоций, когда их просили пересмотреть аверсивные изображения, их мозг делал разные вещи.
Больший стресс приводит к снижению контроля над эмоциональными реакциями
Чем большую тревогу испытывал ребенок, тем сильнее были сигналы от правой миндалины к дорсолатеральной префронтальной коре. В обратном направлении такого эффекта не наблюдалось - то есть не было усиления сигналов от дорсолатеральной префронтальной коры к миндалине. Более высокий уровень тревожности оказался связан с
-менее позитивными первоначальными реакциями на аверсивные образы,
-меньшей способностью регулировать эмоциональные реакции в ответ на аверсивные образы,
-более импульсивными реакциями при повторной оценке аверсивных образов.
Более высокая реактивность на стресс оказалась связанной с менее контролируемыми и более импульсивными реакциями при повторной оценке аверсивных образов, что говорит о том, что дорсолатеральная префронтальная кора менее способна выполнять свою работу.
"Нам нужно быть более внимательными при вмешательстве", - говорит старший руководитель исследования Винод Менон. "Эти результаты показывают, что у тревожных детей мозг не занимается самокоррекцией"."Мыслить позитивно - это не то, что происходит автоматически", - говорит Каррион. "На самом деле, автоматически мы думаем негативно. Именно это эволюционно оправдано. Негативные мысли - это автоматические мысли, а чтобы позитивно мыслить нужно практиковать и учиться".
Ссылка на источник:
https://medicalxpress.com/news/2020-04-stronger-one-way-brains-anxious-kids.html