Как помочь чрезмерно стеснительному ребенку

Социальная тревожность - это состояние психического здоровья, при котором предстоящий контакт с другим человеком вызывает усиление тревоги. Дети с социальным тревожным расстройством не просто стеснительны. Они настолько боятся взаимодействия, что избегают делать важные и нужные дела: играть с детьми, идти на день рождения к однокласснику, выступать на сцене или есть в ресторане. Ребенок постоянно беспокоится по поводу того, что его отвергнут или негативно оценят другие люди.

Каковы симптомы социального тревожного расстройства?
Существует два основных вида социального беспокойства.
1.Некоторые дети с социальной тревожностью боятся привлечь внимание. Поэтому они избегают ситуаций, в которых они окажутся в центре внимания, например, выступлений или спортивных состязаний.
2.Другие дети боятся социальных ситуаций в целом. Они могут бояться ходить в школу, есть в общественных местах, знакомиться с новыми людьми или даже просто разговаривать с ними.
Определяющим признаком социального тревожного расстройства является выраженный страх или беспокойство по поводу одной или нескольких социальных ситуаций, в которых человек может стать объектом пристального внимания со стороны окружающих.
Эта тревога настолько сильна, что ребенок либо избегает социальных ситуаций, либо очень расстраивается во время них. Вы можете заметить такие симптомы, как:
  • Ребенок уверен, что его поведение или проявления симптомов тревоги будут негативно оценены. Он задает множество тревожных вопросов: "Что, если я скажу что-то глупое?" или "Что, если все подумают, что я неудачник?"
  • Социальные ситуации всегда вызывают тревогу (проявляется это в виде истерик, цепляния, плача, замирания или неспособности говорить)
  • Замкнутость, нежелание взаимодействовать с малознакомыми людьми
  • Страх или тревога непропорциональны реальной угрозе
  • Тревога мешает ребенку учиться, строить отношения с детьми
  • Беспокойство появляется задолго до тревожащей ситуации, даже за несколько дней или недель
  • Чрезмерная привязанность к близким людям
  • Обвинение других в своих социальных неудачах
  • Физические симптомы: покраснение лица, учащенное сердцебиение, потливость, дрожащий голос, дрожь, тошнота, трудности с речью
Как диагностируется социальное тревожное расстройство?
Чтобы поставить диагноз, симптомы тревоги должны проявляться, когда ребенок находится в окружении сверстников, а не только взрослых. Симптомы должны продолжаться не менее 6 месяцев.
Как помочь ребенку справиться с социальным тревожным расстройством?
1.Научите ребенка осознавать свои эмоции
Лучший первый шаг, чтобы помочь вашему ребенку справиться с этим расстройством, - назвать его. Дети с социальным тревожным расстройством знают, что испытывают страх и тревогу в социальных ситуациях, но они не всегда знают, почему. Основное направление работы - помочь ребенку осознать связь между эмоциональными реакциями, физическими симптомами и триггерами. Обучение вашего ребенка тому, как тревога влияет на мышление и поведение - это важный шаг к тому, чтобы научиться справляться с ситуацией.

2.Обучайте стратегиям релаксации
Детям необходимо иметь в запасе такие инструменты, которые они могут использовать, когда чувствуют тревогу и подавленность. Но, когда ребенок уже чрезмерно возбужден, испытывает интенсивные физические симптомы тревоги, это делает практически невозможным для него - использовать адаптивные стратегии преодоления. Поэтому поэтому первый шаг - это научить ребенка техникам, позволяющим успокоить реакцию тревоги.

Глубокое дыхание. Лучший способ успокоить учащенное сердцебиение, учащенное дыхание и головокружение. Научите ребенка представлять, как он надувает воздушный шарик, при этом задействуя диафрагму в глубоком дыхании. Считайте до 4-х, чтобы помочь ребенку замедлить дыхание (4 вдох, 4 выдох, 4 задержка, 4 выдох).
Направляемые образы. Ваш ребенок может в воображении отправиться в приятное приключение, одновременно занимаясь глубоким дыханием.
Прогрессивная мышечная релаксация. Тревожные дети постоянно находятся в напряжении, ведь стресс приводит к напряжению мышц, и это нормально. Научите ребенка расслаблять мышцы и снимать напряжение, начиная с кистей и рук. Для этого сожмите кулак и держите его крепко в течение пяти секунд, затем разожмите, почувствуйте расслабление. Переходите к рукам, шее и плечам, а также ступням и ногам, напрягая и потом расслабляя их.

3. Научите ребенка осознавать свои тревожные мысли и заменять их на более позитивные и правдивые
Детей с социальным тревожным расстройством часто одолевают негативные убеждения, которые усиливают их тревожные мысли. Их убеждения, как правило, делятся на следующие категории:
-Предполагать наихудший сценарий (А что если я не сдам экзамен..)
-Вера в то, что другие видят их через негативную призму (Все будут надо мной смеяться)
Научите своего ребенка распознавать эти негативные тревожные мысли и заменять их позитивными. Если ваш ребенок склонен говорить что-то вроде: "Мой учитель считает меня глупым, потому что я плохо читаю", помогите ему распознать негативную мысль, обосновать правдивость (например, «задача учителя - помогать детям двигаться вперед, учиться, а не судить их по тому, что они уже выучили") и заменить ее позитивной мыслью ("Мне трудно читать, но мой учитель поможет мне стать лучше").