Теория ложек - это модель энергозатрат. Давайте представим, что
социальная, сенсорная и интеллектуальная энергия человека измеряется в
ложках.
Итак, человек с аутизмом начинает день в школе, колледже или на работе с
более менее полным ящиком (который на самом деле заполнен лишь
наполовину по сравнению с нормотипичным человеком). Если ночь прошла
хорошо, то ложек больше, хотя на утренние сборы и дорогу в школу уже
израсходованы несколько ложек. Утром ложки аутичного человека могут
потратится быстро и это зависит от множества факторов: например, от того,
выспался ли человек, хорошо ли чувствует себя, попрощался ли с родными,
не чешется ли у него кожа от одежды, не изменился ли распорядок дня на
сегодня и от множества других, казалось бы, случайных событий. Поэтому
день в школе может начаться, скажем, только с 5 ложками, а не с 10.
Теперь, в школе или колледже человеку нужно с умом воспользоваться
своими немногими оставшимися ложками. Каждая инструкция, каждое
требование, каждый раз, когда приходится организовывать себя, следовать
сложной цепочке инструкций или привыкать к изменениям, каждое
социальное взаимодействие может стоить ложки. Если есть сенсорные
ощущения, которые беспокоят, то еще одна ложка тратится на
регулирование и сохранение спокойствия. Если приходится работать в
группе, на это может понадобиться больше одной ложки. Перемены в школе
не расслабляют: еще одна или две ложки расходуются на то, чтобы
справиться с социальным взаимодействием, шумом и отсутствием структуры
на перемене. Некоторым удается сохранить ложки, отключившись, посидев в
одиночестве, и это поможет справиться со следующим уроком.
Надеюсь, вы теперь понимаете, как тратится энергия у человека с аутизмом.
Итак, у вас есть ребенок или подросток, который утром ведет себя
нормально, но после школы может потерять контроль над собой. Или же в
школе он не хочет ни в чем участвовать на переменах и просто ходит по
периметру двора или коридора. Или у него в одни дни случаются срывы, а в
другие - все в порядке. Или у него всегда случается срыв, как только он
приходит из школы и заставить его делать домашнее задание невозможно -
утром ему еще удается держать себя в руках, но после обеда он слишком
измотан, чтобы управлять собой, и придя домой он отпускает контроль,
оказавшись в безопасности и привычной обстановке своего дома.
Причина срывов и усталости в том, что аутист просто израсходовал все свои
ложки: не осталось сил на общение, организацию, сенсорную, социальную
или интеллектуальную деятельность.
И может наступить день, когда уже с утра не остается ни одной ложки, и
человек переживает серьезный эмоциональный срыв.
__
Я начал использовать приложение «Ученый»\The Scientist, которое помогает
мне "проверять" свое состояние. Каждое утро «Ученый» спрашивает меня,
сколько у меня ложек, и в течение дня, когда ему это приходит в голову, он
спрашивает, как мои дела с ложками.
Благодаря тому, что меня побуждают делать это в течение дня, я стал
уделять больше внимания своему внутреннему состоянию в разное время
суток. В результате появился новый набор правил, основанный на
замеченных мною закономерностях.
Например, я понял, что последние несколько вторников были ужасными,
ужасными, ужасными, нехорошими, очень плохими днями. Общей чертой
каждого из них было то, что я пытался выполнить когнитивные задачи,
которые превышали мои ресурсы в тот конкретный день. Возможно, это был
ряд совпадений, а может быть, что-то во вторниках когнитивно опустошает
меня. В любом случае, я решил планировать свою неделю так, чтобы во
вторник я выполнял работу, которая не является ни незнакомой, ни
когнитивно сложной. Я также решил, что мне нужно чаще отмечать уровень
энергии по вторникам, чтобы я мог "затормозить поезд" до того, как он
сойдет с рельсов.
Это пока новый навык - заставлять себя думать о том, как я себя чувствую, и
вносить небольшие коррективы, пытаясь оптимизировать жизнь. В
результате, пока что очень незначительными темпами, я обнаружил, что стал
более тщательно продумывать свои действия в течение дня. Я чаще
останавливаюсь, чтобы подумать, прежде чем действовать.
Таким образом, я чувствую, что практикую осознанность в миниатюрном
масштабе. Здесь нет ни медитации, ни дыхательных упражнений, ни больших
духовных целей. Возможно, такой подход кажется мне более полезным,
потому что у меня, похоже, противоположная проблема с осознанностью,
чем у большинства людей. Быть в настоящем для меня относительно легко;
осознавать себя в настоящем - гораздо сложнее.
____
Пришло время мне смириться с тем фактом, что я живу с хроническим
заболеванием. Я думаю, что когда большинство людей думают о
хронических заболеваниях, они думают о таких болезнях, как рак, артрит
или рассеянный склероз. Я считаю важным отметить, что психическое
заболевание также является хроническим заболеванием: оно возникает
снова и снова в течение длительного времени.
Я провел первые пятьдесят лет своей жизни, наслаждаясь прекрасным
здоровьем и хорошим самочувствием. Я и понятия не имел, что однажды
столкнусь с хроническими проблемами психического здоровья. Но это
случилось. Последние несколько недель выгорания показали мне, что у меня
есть ограничения, которых раньше не было. После выходных, проведенных
на церковной конференции, я едва мог встать с постели или почистить зубы.
Слышали ли вы о теории ложек? Первоначально разработанная Кристиной
Мизерандино, это метафора кратко описывает количество энергии,
затрачиваемой каждый день на задачи и действия. Когда вы живете с
хроническим заболеванием, у вас меньше ложек, чем у
среднестатистического человека.
Возможно, человеку, обладающему отличным физическим и психическим здоровьем, это покажется слабостью. Повезло тебе. Я рад за тебя. Для тех же, кто не обладает отличным физическим и/или психическим здоровьем, понимание теории ложек может смягчить ожидания, которые мы возлагаем на себя. Сейчас чистка зубов — это 1/12 моей дневной нормы энергии. Работа в настоящее время превышает все мои возможности.
Втайне я еще надеюсь, что это пройдет, что однажды, в не столь отдаленном
будущем, мое ежедневное количество ложек снова увеличится. Но на
данный момент попытки заставить себя сделать больше, чем способно мое
тело, не приносят мне никакой пользы.
Когда я посетил врача в прошлом году, мне поставили диагноз биполярное
расстройство II типа. Диагноз все еще под сомнением, но мне
кажется, что он верен. И если предположить, что я склонен к колебаниям настроения от хорошего к плохому, то мое нынешнее физическое недомогание вполне может быть отражением цикла плохого настроения. Это дает мне надежду, и я с нетерпением жду высокого цикла, который должен быть не за горами, и тогда в моем распоряжении может оказаться 50 ложек в день.

Подготовлено по материалам с сайтов взрослых людей с инвалидностью
https://www.neurodiverging.com/spoons-and-forks-autism-and-fatigue/
https://musingsofanaspie.com/2014/11/04/mindfulness-in-miniature/
https://simoneyemm.com/spoon-theory/