Хотите помочь ребенку? Обучайте родителей.

В 1986 году в нескольких беднейших районах Кингстона, Ямайка, группа исследователей из Университета Вест-Индии приступила к эксперименту, который во многом изменил представление о том, как помочь детям, особенно тем, кто живет в бедности, добиться успеха в жизни. Вывод этого исследования довольно прост: чтобы помочь детям стать успешными, нужно поддерживать и обучать их родителей.
Исследователи разделили семьи 129 младенцев и детей ясельного возраста на 3 группы. К родителям из первой группы раз в неделю приходил специалист, который поощрял родителей проводить больше времени, обучая их активно играть со своими детьми: читать им книжки с картинками, петь песни, играть в прятки и другие игры. Вторая группа родителей с детьми раз в неделю получала килограмм молочного питательного продукта. Контрольная группа не получала ничего. Исследование закончилось через два года, но исследователи следили за детьми долгие годы, пока дети не повзрослели.
Как оказалось, на качество жизни детей повлияло не дополнительное питание, а умение родителей играть с ними. Дети, чьих родителей поощряли больше играть с ними, на протяжении всего детства показывали лучшие результаты в тестах на IQ, у них было меньше агрессивного поведения и больше самоконтроля. Сегодня, будучи взрослыми, они зарабатывают в среднем на 25 процентов больше в год, чем те, чьих родителей не обучали игре с ребенком. Эксперимент на Ямайке доказывает, что одним из самых мощных инструментов для изменения жизни ребенка являются убеждения и поведение взрослых, которые их окружают.
В современных дебатах об образовании можно услышать о том, что нужно воспитывать характер ребенка, смелость и стойкость. Но на практике, именно эмоциональные и когнитивные навыки позволяют детям быть успешными в школе и за ее пределами, такие навыки как способность понимать и выполнять указания; концентрироваться на одном виде деятельности в течение длительного времени; спокойно общаться с другими детьми; справляться с разочарованием.
Эти способности труднее измерить, чем умение читать и писать, но они чрезвычайно ценны. Однако, в отличие от навыков чтения и математики, они развиваются не только путем целенаправленного обучения школе. Эти навыки формируются под влиянием ежедневного опыта ребенка, и их корни уходят в первые несколько лет жизни ребенка.
Когда дети проводят свои ранние годы в нестабильной обстановке (что характерно для детей, растущих в бедности или детских домах), интенсивный и хронический стресс может серьезно нарушить развитие многих важных способностей на нейробиологическом уровне.
Мероприятия для детей раннего возраста, проводимые в детских садах и яслях, особенно эффективны, однако и работа в школах приносит плоды. Чикагский проект готовности к школе - программа, разработанная психологом Нью-Йоркского университета Сайбел Рейвер, - это обучение учителей дошкольных учреждений в районах с высоким уровнем бедности. Учителей обучают методам для создания спокойной, последовательной обстановки: устанавливать распорядок дня, перенаправлять нежелательное поведение, помогать в управлении сильными эмоциями. Специалисты по психическому здоровью, назначенные для работы в каждом классе, заботятся о психическом здоровье и учителя, и учеников.
Доктор Рейвер называет этот подход "двунаправленной моделью саморегуляции". Если с самого начала года в классе царит стабильная и спокойная обстановка, с четкими правилами, последовательной дисциплиной и акцентом на признание хорошего поведения, вместо наказания за плохое, то ученики будут реже испытывать стресс, реже чувствовать угрозу и смогут лучше регулировать свои неконструктивные импульсы. Улучшение поведения в сочетании с поддержкой и советами психолога, закрепленного за классом, помогает воспитателям сохранять спокойствие перед лицом неизбежных разочарований, связанных с обучением энергичных младших школьников.
Важно отметить, что эффект программы выходит далеко за рамки эмоционального климата. Результаты недавнего рандомизированного исследования показали, после года обучения в классе Head Start Чикагского проекта по подготовке к школе, в конце учебного года у детей были значительно лучше развиты навыки внимания, контроль импульсов и способность к запоминанию, чем у детей из контрольной группы. Они также имели более высокий словарный запас, навыки называния букв и математические навыки, несмотря на то, что обучение, проводившееся для учителей, не включало никакого академического содержания. Ученики улучшили свои академические показатели по той простой причине, что они смогли сосредоточиться на том, что преподается, без того, чтобы их внимание было заблокировано сильными эмоциями из-за конфликтов и тревог. Изменение эмоционального климата в классе облегчило процесс академического обучения.
Воспитание детей, дома или в классе, - это тяжелая и часто стрессовая деятельность. Благодаря многочисленным исследованиям мы знаем, что стресс родителей и учителей повышает уровень стресса у детей, и может подорвать их психическое здоровье и интеллектуальное развитие. Хорошая новость заключается в том, что этот процесс можно обратить вспять, часто с помощью относительно простых и недорогих мер. Чтобы помочь детям добиться успеха, лучшая стратегия специалиста по детскому психическому здоровью - сначала помочь их родителям.

Материал с сайта https://www.nytimes.com/2016/05/22/opinion/sunday/to-help-kids-thrive-coach-their-parents.html